Интервью с руководителем проекта "Карьера в России" Гилем С.С.
13 мая 2010 года в газете "Работа для Вас" опубликовано интервью с Гилем С.С. начальником управления образования и инноваций Центросоюза РФ, бизнес-тренером, профессором.
ИМПУЛЬС НА БЛИЖАЙШУЮ ЖИЗНЬ
Региональный этап молодежной экономической олимпиады «Карьера в России» во второй раз выявил самых способных к проектной деятельности школьников и студентов. Как обычно, на подведение итогов из Москвы приехал креатор и инициатор «Карьеры в России» Сергей Гиль - начальник управления образования и инноваций Центросоюза РФ, бизнес-тренер, доктор педагогических наук, профессор.
- Омский проект «Карьера в России» - один из самых интересных, содержательных, ярких с позиции той функции, которую он выполняет: мы строим красивую сетевую модель неформального обучения молодежи тому, что востребовано на рынке. Омская модель, действительно, - одна из самых толковых.
- Можно с примерами? Каковы региональные отличия?
- В Омском проекте впервые была отработана вся линейка неформального делового обучения молодых людей. Я поумничаю – можно?
- Конечно.
- Есть понятия «основное профессиональное образование», «дополнительное образование», «профессиональное обучение»... А в Европе есть понятие «инклюзивное образование», - правда, обычно его употребляют по отношению к инвалидам. Это обозначает, что человек с ограничениями обучается в общедоступной среде, вместе с обычными людьми, - то, за что ратует наш с вами земляк Олег Смолин.
- То есть «включенное» образование? - Именно. Мы говорим, что находимся в рыночной экономике, а когда в рамках проекта мы проводили фокус-группу, получили неожиданный ответ от наших коллег-экспертов: образование, которое дают сегодня школьникам и студентам вузов, не включено в рыночную экономику – вообще! То есть выпускник не получает принципиальных умений, необходимых на рынке труда. Сегодня их - пять. Первое: профессионально делать то, чему человек обучен в том или ином учебном заведении. Причем обучен так, чтобы миновать период ошибок и адаптации к рабочему месту. Человек уже на выходе из учебного заведения должен понимать все в своей профессиональной деятельности, чтобы, выходя к работодателю, не тратить время на адаптацию. Уже проблема. Дальше – хуже: специалист должен великолепно коммуницировать, уметь находить общий язык и в «горизонтали» - с членами коллектива, и в «вертикали» - с руководством и с подчиненными. - Это не входит в профессиональные учебные программы…
- Более того, - наша культура, мягко говоря, не входит в число тех, где принято договариваться. Но сегодня это умение востребовано - все работодатели констатировали: потеря комсомольского опыта чревата тем, что молодые люди не умеют работать в команде. Поэтому в Москве ключевые HR-ы ищут в резюме, например, упоминания о том, что у человека есть опыт игры в баскетбол.
Третья позиция - это умение на рабочем месте очень быстро искать и создавать то, что важно для достижения результатов. Важна поисковость как таковая. Пример: вы пошли в лес за грибами. Если вы ищете вообще все грибы, то ваша корзинка, скорее всего, пустая. Если вы ищете конкретный вид грибов - вы их найдете. Причем искать нужно не «у себя», а в сравнении. Возможно, это уже есть «а стороне», и его проще и лучше внедрить, чем изобретать. Например, вы помните омский «Ростикс», который в 90-х годах все очень любили? Потом он объединился с мировой системой KFC, и у него полностью исчез тот ассортимент продукции, который очень любили омичи, а появилась – перчено-соленая курица. Но этот ассортимент – инновация, которая легче и проще производится.
Следующая компетенция: уметь «упаковывать» любую полезную идею, включая самого себя, в качестве бизнес-проекта. Проблема в том, чтобы чтобы довести идею до реализации. Здесь возникает вопрос: любая проектная деятельность – это минимум полтора года эффективного труда, а какое из учебных заведений предусматривает время на саморазвитие? Ответ - очевиден.
Последнее из самых востребованных качеств - умение постоянно обучаться, переобучаться и забывать то, что уже «не работает». Темпы изменения средств производства таковы, что сегодняшние знания через два года вообще могут быть не полезны для применения!
Мы в прошлом году начинали «Карьеру в России» как креативную игру. Она с успехом прошла в 10 регионах страны. А потом мы поняли: это не игра, а внятная система обучения молодого человека тому, чему его в учебных заведениях не учат.
Мы создаем такую технологию, когда молодой человек получает умения, более всего востребованные на рынке, и мы его обучаем каждый раз применять эти умения, чтобы продвигать самого себя. Если этого навыка нет, то у человека есть серьезный риск: «продешевить» на первом рабочем месте. На самом деле это означает, что пока у человека хорошее здоровье, сумасшедшая активность, - его просто используют.
- Но существует и обратный риск: когда молодой человек ждет непомерно высокой оплаты и не соглашается на меньшее.
- Мы изучаем эту проблему. За пять лет наблюдений зафиксировали для себя, что ключевой причиной завышенных амбиций детей является отсутствие опыта работы с деньгами. Они просто не знают, что такое «много» и что такое «мало». Тот ребенок, который знает, что 10 000 рублей – это его сумма на месяц, - прекрасно понимает, что 15 000 рублей – наполовину больше. А тот, кому выдают 200 рублей в день, и больше он ни разу не видел - мечтает иметь 100 000 рублей ежемесячно, но не знает, как их получить. Получается, что родители не формируют бюджетную способность ребенка, а потом и обучение не дает ребенку денег. Неумение применить самого себя рождает у человека совершенно неадекватные амбиции.
А если к этому добавить дифференциацию населения, то сразу можно понять: те, у кого самые низкие доходы – имеют самые высокие необоснованные амбиции. Именно поэтому мы вовлекаем детей и играем с ними: создаем опыт применения своих знаний и способностей.
Участник олимпиады пытается понять, как работать с людьми. Формирует необходимые умения, понимание того, что такое реальные деньги. Омичи сегодня понимают: стоимость качественного бизнес-обучения - не меньше 15 000 рублей. А элитное бизнес-обучение, МВА, во всех регионах стоит одинаково: 200 000 рублей. Многим необходимо качественное - мощное и мобильное - деловое обучение, но у человека никогда не будет 200 000 рублей, пока он молод. Возникает вопрос: как создать доступную среду делового обучения, которое необходимо для рыночной экономики, но за вменяемые деньги? Эту нишу мы и заполняем.
Могу сказать, что в Омской области только «Сибирский центр деловой карьеры и бизнес-коммуникаций» оказывает содействие в стажировках. А в европейских вузах стажировка – ключевой критерий для трудоустройства, она дает понимание того, как развиваться на рабочем месте. Между прочим, стажировка и практика – разные вещи! Практика – это когда тебя куда-то послали, а стажировка – это когда ты вместе со своим преподавателем и консультантом создал систему для своего «заземления», адаптации и достижения первых успехов на рабочем месте.
- И потом человек уже сам добивается результатов?
- Да. Мы не случайно своих «олимпийцев» называем «стажерами», потому что они с первого кастинга попадают в стажировку. Они посещают занятия в мастерской карьеры, а между занятиями - встречаются со «своими» работодателями, ведут с ними переговоры, уточняют параметры задачи, ищут варианты ее решения. Это и есть стажировка.
- Учитывая сроки дальнейшей учебы ваших «стажеров», первые результаты будут понятны через 4-5 лет?
Наши дети получили тот импульс, ту силу и то участие, которых им будет достаточно на ближайшие 15 лет. Это первый результат. Второй - мы знаем, что в службу занятости они если и придут, то только для того, чтобы получить деньги на развитие своего бизнеса. А третий результат – локальные успехи каждого из них в отдельности.
Лилия Андреева Выпуск газеты «Работа для Вас» от 13 мая 2010 года/ omsk.rabоta.ru
Назад |