Часто родители, приходя на консультацию к психологу, жалуются на нежелание ребенка учиться, снижение успеваемости, изменение поведения, необщительность, грубость. Анализ ситуации позволяет сделать следующий вывод: причина всех этих неприятностей кроется в том, что их ребенок большую часть времени проводит за компьютером. По результатам опроса, проведенного среди учащихся 10-11-х классов:
проводят 5-6 часов за компьютером: 37% - 10 кл, 60% -11 кл.
4 часа: 50% - 10 кл, 16% - 11 кл.
от 2-3 часов в день: 13% - 10 кл, 24% - 11кл.
Вот простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается с простой просьбой о помощи. Если ребенок легко откликается на просьбу, может отвлечься- такое поведение демонстрирует свободу от компьютера. Ребенок откликается со 2-3 раза, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не прерывает – такое поведение может свидетельствовать о зависимости 2-3-й степени.
Почему возникает компьютерная зависимость? Причин много:
1. Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Такой ребенок не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», не может просчитать ситуацию.
2. Ребенок, лишенный родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером. Не находя поддержки взрослых, он попросту уходит в виртуальный мир.
3. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка компьютерную зависимость?
- не идите путем насилия, а попробуйте выйти на диалог;
- установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве;
- если ребенок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала – к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера?
- ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него проблем;
- приобщайте к домашним обязанностям;
- говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, деградации личности;
- не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка;
- культивируйте семейное чтение, играйте в игры, приобщайте к играм своего детства.
Выбирая компьютерные игры для своего ребенка, помните, что игра должна:
- развивать;
- не содержать бранных слов и выражений;
- не содержать агрессивной информации;
- не учить противозаконным вещам.
Бесспорно, что человек создан для счастья. Все хотят быть счастливыми. Но жизнь предлагает разное: и минуты радости, и испытания. Учите своих детей находить удовлетворения и радости в обычной жизни, а не в виртуальном мире, созданном компьютером.
|