Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере девиантного подростка. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в подростке прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условия реализации данного принципа:
- Стимулирование самопознания несовершеннолетнего своих положительных черт;
- Формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
- Постоянное внимание к положительным поступкам ребенка;
- Проявление доверия к подростку;
- Формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
- Оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
- Учет интересов несовершеннолетних, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
Принцип социальной адекватности воспитательно–коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится девиантный подросток. Условия реализации данного принципа:
- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно–коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
- предоставление возможности несовершеннолетнему самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
Принцип социального закаливания. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
Условия реализации данного принципа:
- включение подростков в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
- выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
- стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи подростку в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Принцип индивидуализации воспитательно–коррекционного воздействия. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого подростка, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому несовершеннолетнему для самореализации и самораскрытия.
Условия реализации принципа индивидуализации:
- оценка изменений индивидуальных качеств подростка;
- выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого подростка;
- проблемы отношений девиантных подростков надо решать с ними, а не за них;
- подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
- нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
|