Поиск по сайту
Архив материалов:2006200720082009201020112012
Главная Ресурсный центр «Перемена» Алгоритмы Технологии Документы Рекомендации
Технология работы со случаем нарушений прав ребенка

 

 

 

Технология работы со случаем нарушений прав ребенка предполагает организацию на межведомственной основе реабилитационной работы с семьей и/или ребенком в целях восстановления в семье условий для соблюдения прав ребенка, его воспитания и нормального развития.

Проводится обучение специалистов, работающих с детьми и семьями, знаниям о признаках и последствиях нарушения прав ребенка, в том числе в форме жестокого обращения; навыкам раннего распознавания жестокого обращения. В результате у специалистов формируется готовность осознанно участвовать в выявлении этих случаев.

Для организации деятельности обязательно:

- в организациях специалисты обеспечиваются единым порядком фиксации и передачи информации, утвержденным соглашениями (нормативно-правовым актом и т.д.), едиными формами: извещения и журналами регистрации входящей и исходящей корреспонденции, решений о назначении ответственных (куратора, др. исполнителей) за эту работу.



Технологии включают в себя следующие основные этапы:


1. Прием информации

Факты, свидетельствующие о возможном нарушении прав ребенка, могут стать известны гражданам, специалистам организаций и учреждений различных ведомств, работающих с семьей и детьми. Для организации работы органу опеки и попечительства необходимо определить единый пункт приема информации, внедрить формы фиксации информации и алгоритмы дальнейшей работы с полученным сигналом. После приема информации осуществляется предварительная оценка ее экстренности, позволяющая провести первичную сортировку поступающих сообщений и более равномерно распределить нагрузку на специалистов.


2. Проверка информации

После получения первичной информации необходимо проведение проверки, целью которой является определить:

а) имело ли место нарушение прав ребенка;

б) безопасно ли ребенку в данный момент оставаться в семье;

в) какова степень риска жестокого обращения с ребенком.

Такую проверку могут проводить как специалисты органов опеки и попечительства, так и специалисты организаций, осуществляющих отдельные полномочия по защите прав ребенка, с обязательным предоставлением последними отчета по результатам проверки в орган опеки и попечительства для принятия окончательного решения.

Установление факта нарушения прав ребенка и оценка его безопасности требуют оценки риска жестокого обращения с ребенком. Для преодоления формализма или избыточного влияния субъективных факторов при проведении оценки, необходимо внедрение и использование специальных форм и методического инструментария, позволяющих определить причины выявленного факта жестокого обращения с ребенком и вероятность его повторения в будущем.


Данный инструментарий решает следующие задачи:

1) объективировать процесс оценки риска жестокого обращения с ребенком в семье;

2) максимально снизить в процессе проведения оценки и принятия окончательного решения роль личных ценностей и установок специалиста;

3) содействовать формированию и сохранению доверительных отношений специалиста с семьей, демонстрировать партнерский характер отношений и позицию специалиста, заключающуюся в сохранении уважения к личности клиентов, ценности кровной семьи для ребенка;

4) снизить эмоциональную нагрузку на специалиста, принимающего решения о судьбе семьи и ребенка;

5) в дальнейшем объективно оценивать эффективность реабилитационных мероприятий (по степени изменения выраженности выявленных при первом обследовании факторов риска).


Предполагается использование форм оценки риска, с помощью которых каждый фактор риска определяется по шкале (высокий, средний, низкий), после чего дается интегральная оценка.

* Высокий уровень риска предполагает, что если органы опеки и попечительства не вмешаются в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда (вплоть до нанесения увечий и летального исхода). Конструктивные схемы поведения родителей не сформировались, либо семейные обстоятельства препятствуют их применению.

* Средний уровень риска предполагает, что если ребенок останется в семье, то ему может быть причинен определенный вред. В таких случаях необходимо принятие органами опеки и попечительства мер по защите прав ребенка. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Это означает, что, несмотря на присутствие факторов риска, в семье применяются конструктивные схемы поведения и наличествуют другие факторы безопасности, которые позволяют в определенной степени контролировать уровень риска.

* Низкий уровень риска предполагает, что ребенку в семье ничего не угрожает и вмешательство с целью его защиты не требуется. Это означает, что в семье активно и последовательно применяются конструктивные схемы поведения, содействующие нормальному воспитанию и развитию детей.

Целью оценки безопасности нахождения ребенка в семье является выявление непосредственных угроз для жизни и здоровья ребенка. Помимо этого, целью оценки степени безопасности является получение информации, позволяющей спланировать действия, обеспечивающие наименьшее вмешательство в жизнь семьи, которые при этом могли бы успешно защищать ребенка от угрозы причинения ему серьезного вреда.

Важным обстоятельством является то, что технология учитывает при обеспечении безопасности ребенка переживания его родителей и возможное влияние принятого решения на целостность семьи.

На основании полученной информации при необходимости должен быть разработан план обеспечения безопасности ребенка, позволяющий нейтрализовать обнаруженные непосредственные угрозы и максимально сохранить возможность для ребенка остаться в семье. Мероприятия плана безопасности должны предусматривать активное вовлечение в работу по созданию благоприятных условий пребывания ребенка в семье ресурсов сети ее социальных контактов (ответственные родственники, друзья, соседи), государственных учреждений и структур, общественных организаций.

Задача исследования ресурсных возможностей семьи требует от специалистов делегирования части действий другим лицам и организациям при сохранении собственной ответственности за ситуацию.

* Специалист-куратор семьи привлекается к глубинной диагностики семьи семейного психолога. Такой подход реализуется в случае ясного осознания и принятия ценности сохранения кровной семьи для ребенка и необходимости в связи с этим установления доверительных отношений с родителями. Это обеспечивается за счет методической и профессиональной поддержки и супервизорского сопровождения специалистов.

План по обеспечению безопасности должен:

- четко определить угрозы для безопасности ребенка;

- иметь четко поставленные сроки действий;

- быть реалистичным (чтобы семья могла выполнить его условия);

- быть детализированным;

- содержать указания на лиц, которые привлекаются для обеспечения безопасности ребенка, с указанием их роли, условий вовлечения и степени ответственности;

- предусматривать мониторинг исполнения плана.


3. Признание ребенка, нуждающимся в защите государства

Решение о признании ребенка нуждающимся в защите государства принимается исключительно на основании проведенной ранее оценки риска жестокого обращения с ребенком и оценки  безопасности ребенка, в процессе проведения которых выявляются как уровень риска, так и причины и факторы, приведшие к возникновению нарушений прав ребенка.

В случае установления по результатам проверки сигнала среднего уровня риска жестокого обращения с ребенком, факта жестокого обращения с ребенком орган опеки и попечительства признает его нуждающимся в защите государства, что влечет за собой обязанность принять необходимые меры по защите его прав.


4. Открытие случая

По каждому ребенку, признанному решением органа опеки и попечительства нуждающимся в защите государства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав. Орган опеки и попечительства утверждает План по защите прав ребенка, который:

- подтверждает факт открытия случая и начала деятельности по защите прав и интересов данного ребенка;

- определяет организацию, непосредственно работающую с данным случаем;

- определяет сроки, порядок и ответственных лиц за организацию и проведение мониторинга состояния семьи и ребенка.

Принятие и реализация по каждому случаю Плана по защите прав ребенка обеспечивает возможность организационного и профессионального контроля, создает условия для эффективной деятельности по обеспечению прав ребенка.

Организация, определенная для непосредственного ведения случая, назначает из числа своих сотрудников куратора случая. В функциональные обязанности куратора случая входит: построение доверительных отношений с семьей, исследование природы проблем, ставших основанием для его открытия, привлечение семьи к получению услуг, адекватных потребностям, как всей семьи, так и ее отдельных членов, осуществление координации и мониторинга процесса предоставления помощи семье.

Куратор случая должен обладать специальной подготовкой, знаниями особенностей психологии кризисной семьи, правил и принципов социальной работы с такими семьями, навыками эффективной коммуникации и вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса.


5. Разработка и утверждение плана реабилитации семьи и/или ребенка

Куратор случая, на основе углубленной диагностики семейной ситуации, разрабатывает план реабилитации семьи и/или ребенка. Основной задачей при разработке плана выступает не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование у нее навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем. Применяемый подход не предполагает немедленного реагирования в форме удовлетворения материальных потребностей членов семьи, что способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения Формирование эффективного плана реабилитационных мероприятий требует последовательного выполнения куратором следующих этапов работы:

1) Определить проблему: основную причину, по которой открыт данный случай.

2) Установить контакт и доверительные отношения с семьей.

3) Установить природу данной проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы, и оценка возможностей и ресурсов данной семьи.

4) Определить цели и задачи реабилитации: четко описать ожидаемые результаты вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации.

5) Определить действия, которые необходимо совершить для достижения поставленных целей и решения задач, а также разработать конкретные действия по достижению каждой конкретной задачи, распределить ответственность между специалистами и членами семьи.

6) Установить конкретные сроки мониторинга и выполнения намеченных действий.

Куратор случая, не навязывая план реабилитации семье, вовлекает всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, обсуждает с членами семьи и достигает общего понимания цели и задач совместной работы, совместно распределяет ответственность за результаты, делает план понятным и принятым семьей. При этом основная задача куратора – разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации.

При планировании реабилитационной работы куратор опирается на доступные, на данной территории, профилактические услуги для семьи и детей (социально-бытовой патронаж семей на дому, сетевая терапия, курсы родительской компетентности, низкопороговые семейные клубы, реабилитационный досуг и социальная гостиная при школе для детей групп риска и другие). В задачу куратора входит выбор услуг, направленных на преодоление факторов, способствующих возникновению нарушения прав и законных интересов ребенка именно в этой семье и именно в этот момент времени.

План реабилитации позволяет обеспечить координацию деятельности и помочь избежать дублирования усилий или взаимонепонимания относительно ролей и ответственности специалистов.

С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план целесообразно рассмотреть на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов (территориальный консилиум специалистов, создается при органе опеки и попечительстве).

План реабилитации семьи и/или ребенка утверждается органом опеки и попечительства.


6. Выполнение плана реабилитации семьи и/или ребенка

Куратор случая осуществляет координацию работы с семьей на основе плана реабилитации, для чего выполняет следующие функции:

1) Помогает семье определить те услуги, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей.

2) Знакомит семью с непосредственными исполнителями услуг.

3) Предоставляет исполнителю услуг необходимую информацию о том, почему семья обращается за услугой и каковы цели работы с данным случаем.

4) Оказывает помощь семье в получении доступа к услугам (транспорт, организация ухода за ребенком в отсутствии родителей, иная помощь).

5) Осуществляет контроль процесса получения услуг, проверяет, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьи и соответствия услуг объективным нуждам семьи.

В процессе реализации своих обязанностей куратор случая должен убедиться в том, что выполнение плана реабилитации не перегружает семью и не создает ситуации, при которой дети остаются без должного присмотра и заботы.

В ходе своих визитов в семью куратор случая осуществляет поддерживающее консультирование, а именно: обсуждение проблем и нужд с членами семьи, активизация их сильных сторон, определение возможных решений и уточнение плана действий, выступление при необходимости в роли "адвоката" семьи перед различными службами и учреждениями.

В задачи куратора входит организация мониторинга качества оказания услуг, он должен уведомлять руководство соответствующих организаций в случае, если их услуги не отвечают нуждам клиентов. Куратор совместно с членами территориального консилиума специалистов выявляет межведомственные несогласованности, влияющие на эффективность мероприятий по защите прав ребенка и предпринимает меры по их преодолению.

Куратор, сохраняя профессиональную и партнерскую позицию по отношению к семье, отслеживает в процессе работы с семьей не проявленные ранее сильные и слабые стороны семьи, факторы риска, провоцирующие срывы, проводит, в соответствии со своими наблюдениями коррекцию плана реабилитации для развития и укрепления ресурса семьи, ее сильных сторон.


7. Мониторинг

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжения и перспектив реабилитационной работы с семьей.

В соответствии с требованиями технологии работы динамика изменений по каждому случаю должна оцениваться не реже чем один раз в квартал. При этом желательно рассматривать заново все аспекты работы, связанные с данным случаем: от первоначальной оценки риска до адекватности предложенных мероприятий. Подготовка к мониторингу предполагает повторное проведение оценки риска жесткого обращения с ребенком с целью определения факторов, продолжающих влиять на сохранение степени риска, и на эффективность реализуемых в данный момент мероприятий. Также важно оценить динамику изменения отдельных факторов.

Конечные и промежуточные цели работы по случаю могут быть пересмотрены или переформулированы для того, чтобы задействовать вновь выявленные ресурсы, способствующие уменьшению рисков, решению проблем и нужд, выявленных в ходе текущего анализа ситуации. Для достижения пересмотренных конечных и промежуточных целей может быть разработан новый план действий и определены новые временные рамки для завершения работы. Если цели работы со случаем достигнуты, и услуги не требуются, случай должен быть закрыт. Отсутствие динамики по случаю также может быть основанием для принятия решения о прекращении профилактической работы и принятии иных мер, направленных на защиту прав и интересов ребенка.

Текущая оценка плана работы и изменения степени рисков должна проводиться совместно с семьей, что обеспечивает постоянное участие семьи в процессе планирования. Анализ работы со случаем может стать дополнительным фактором вовлечения семьи либо путем поощрения достигнутых успехов, либо путем выявления и обсуждения проблемных зон, в которых цели плана пока не достигнуты. Если другие специалисты тоже работают с семьей, они должны быть привлечены к анализу работы по плану.


8. Закрытие случая

Орган опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации, отсутствии динамики состояния семьи и ребенка. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством – об ограничении или лишении родительских прав.

Внедрение технологий "раннее выявление нарушений прав ребенка" и "работа со случаем нарушений прав ребенка" требует принятия мер к регулированию порядка межведомственного взаимодействия, которые могут быть определены правовыми и нормативными документами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Кадровое и материальное обеспечение деятельности по технологиям "раннее выявление нарушений прав ребенка" и "работа со случаем нарушений прав ребенка" осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными актами субъекта Российской Федерации, отраслевыми нормативными актами, нормативными документами организаций и учреждений, принимающих участие в реализации технологий.

Сложившаяся практика работы показывает, что один куратор способен эффективно работать при условии полной занятости с 12-17 семьями в зависимости от тяжести и типологии семейного кризиса, особенностей жестокого обращения с ребенком. Для организации работы в данном направлении необходимы стартовые затраты на проведение обязательного предварительного обучения специалистов. Необходимым условие эффективной реализации технологий является организация профессионального (супервизорского) сопровождения специалистов, анализа трудных случаев, мероприятий по повышению их профессиональной компетентности.

________________________

 
Строим карьеру Дома
Строим карьеру дома: Твой образовательный маршрут!   ...
Подробнее>>
 
Строим карьеру Дома
Строим карьеру дома! Профориентационный лабиринт: Формула профессии   ...
Подробнее>>
 
Строим карьеру дома
Строим карьеру дома: профориентационный лабиринт одним из мастер-классов профориентационного лабиринта это "Строим карьеру!" ...
Подробнее>>
 
Строим карьеру Дома
Строим карьеру дома! Ярмарка учебных мест. Участниками ярмарки стали: ...
Подробнее>>
Архив новостей:2006200720082009201020112012

г.Омск, ул. Омская, 22

e-mail: scdk@mail.ru


Т./ факс:
(3812) 66-18-36