Поиск по сайту
Архив материалов:2006200720082009201020112012
Главная Лаборатория психологической игры поряок рассмотрения дела
поряок рассмотрения дела

Пушкарева Марина Александровна, начальник сектора по обеспечению деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав Администрации г.Омска

Порядок рассмотрения дела

об административном правонарушении на заседании

комиссии по делам несовершеннолетних

Рассмотрение дела об административном правонарушении на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (далее – комиссия) начинается с разрешения организационных вопросов, от которых зависит переход на следующую стадию рассмотрения дела. К организационным вопросам относятся следующие:

1) Председатель комиссии объявляет, кто рассматривает дело (состав комиссии), какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности.

2) Секретарь комиссии докладывается факт явки физического лица, или   законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела.

3) Председателем или секретарем комиссии проверяются полномочия законных представителей физического лица (защитника и представителя при наличие).

4) Выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство, потерпевшего, а также иных лиц, чье участие признано обязательным. Однако допускается рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц, если имеются данные о их надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и, если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения, а также рассмотрение в отсутствие указанных лиц допускается, если их отсутствие не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения дела и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.

5) Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности; напоминается о необходимости соблюдения регламента работы, о корректности содержания и формы высказывания лиц, участвующих в рассмотрении дела.

6) Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства участников  дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 24.4. КоАП РФ лица, участвующие в производстве   по  делу,   имеют   право  заявлять   письменные  ходатайства, подлежащие немедленному рассмотрению. По итогам рассмотрения ходатайства выносится определение.

В том случае, если член комиссии лично, прямо или косвенно заинтересован в разрешении дела, или является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, переводчика и эксперта не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом комиссии, в производстве которой находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно, если имеются основания считать этих лично, прямо пли косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

По результатам рассмотрения заявления об отводе комиссия выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

7) Выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

- поступления заявления о самоотводе или об отводе членов (члена) комиссии, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

- отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела;

- истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.

8) Выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела.

В соответствии со ст. 27.15. КоАП РФ привод может быть применен к физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законному        представителю несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетелю.

Привод указанных лиц осуществляется при неявке их на заседание комиссии без уважительной причины в случае, если их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения комиссии.

9) Выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

После разрешения всех организационных вопросов члены комиссии переходят ко второй стадии административного процесса – рассмотрения административного дела по существу. На данной стадии совершаются следующие процессуальные действия:

1) оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости и иные материалы дела;

2) оглашается фамилия лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое(ые) КоАП РФ предусматривается административная ответственность (Ф.И.О., возраст, место учебы (работы), место жительства, имущественное положение, сведения о родителях несовершеннолетнего);

Для обращения к человеку можно использовать следующие фразы: «Ольга Павловна, мы сегодня собрались, чтобы обсудить Вашу ситуацию …», «Сергей, что Вы можете пояснить по Вашей ситуации?»;

3) заслушиваются объяснения физического лица и (или) законного представителя несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

В процессе рассмотрения дела члены комиссии стараются «уйти» от оценки и нравоучений, надо стараться не столько победить или установить сиюминутную справедливость, сколько способствовать разрешению проблемы, приведшей человека к административному правонарушению. Для чего чаще следует использовать техники «Я - сообщение» и «Активное слушание», которые обычно способствуют включению гражданина в разрешение насущной проблемы семьи (Приложения №№ 1,2). Стратегии диалога –  «Займитесь его будущим, не упрекая за прошлое», «Вдохновить и привести в ресурсное состояние»;

4) заслушиваются показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и (или) заключение эксперта, в случае участия прокурора в рассмотрении дела, заслушивается его заключение;

5) исследуются иные доказательства по делу об административном правонарушении;

В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии КоАП РФ.

Использование 4 ступеней подачи обратной связи в следующих случаях:

1. При разговоре на повышенных тонах – «В работе нашей комиссии мы далеки от того, чтобы смешивать наказание и унижение. Если такое получилось, то мы приносим свои извинения»; «Когда называют вещи своими именами и может быть жестко (сурово), я чувствую напряжение, потому, что мы собрались здесь для другого и было бы хорошо (я бы всем была бы благодарна) продолжить заседание комиссии в более спокойной обстановке. И так …».

2.  В случае хамства («Всех порву») – «Бывает по-разному и сейчас мы собрались, чтобы рассмотреть вашу ситуацию. Продолжим обсуждение…». «Когда со мной разговаривают так агрессивно, я чувствую обиду и злость и тогда тоже могу перейти на крик. Было бы хорошо, если бы мы разобрались с этой ситуацией в более спокойной обстановке».

3. В случае, когда гражданин задал вопрос: «А чтобы вы делали на моем месте?» - «Это хороший вопрос и мы собрались обсудить вашу ситуацию. Кто хочет высказаться?».

4. В случае замкнутости гражданина (все время молчит) – по законам психологии обращаемся 3 раза: «Семен Аркадьевич! Поясните ситуацию», держим паузу, «Семен Аркадьевич! Хотелось бы узнать Ваше видение этой ситуации», держим паузу, «Семен Аркадьевич! Вам есть, что сказать комиссии об этой ситуации?», молчит, «И так, в протоколе отмечаем, что Семен Аркадьевич молчит, отказывается пояснить ситуацию, что затрудняет установлению объективной стороны правонарушения. Учитывая данное обстоятельство, рекомендуем Вам, Семен Аркадьевич, обратиться к классному руководителю (по обстоятельствам дела: социальному педагогу, участковому педиатру, инспектору полиции, социальную службу, психологу по телефону доверия, в органы опеки и т.д.)».

5. Подросток ведет себя развязано – говорить с ним строго и жестко (следует обсуждать его поведение, говорить о своих чувствах) Пример: «Я начинаю злиться, когда  ведут вызывающе, потому что я не привык к такому тону разговора, давай, Илья, по взрослому обсудим твою ситуацию. Ты можешь это сделать.».

6. В случае, если мать недолюбила ребенка – «Когда я слышу от матери  такие слова: «мне все равно, пусть его закроют в психушке», мне становится страшно, потому что  я понимаю меру Вашего отчаяния и безысходности. Я бы попросила Вас, Светлана Николаевна, каждый день по 5 минут по-доброму разговаривать с сыном. Он, хоть и взрослый, однако нуждается в Вашей помощи и у Вас есть шанс ему помочь. В ближайшую неделю, сходите к врачу (классному руководителю) и попросите у него помощи для Сергея.».

Использование  формулы  подачи негативной обратной связи в следующих случаях.

1.В случае, если гражданин сильно волнуется – Ирина Петровна, вызывает уважение при данных обстоятельствах Ваша забота, глубокие переживания и желание найти выход из создавшегося положения» (предлагается стакан воды, салфетка и др.), держим паузу, «Продолжаем разговор, Вашего сына (дочь) мы попросим подождать в коридоре».

2. В случае мелкого воровства – «Понимаешь, Антон, мне нравится твоя сообразительность, смелость и способность на поступок. И ещё сейчас мы должны в протоколе записать, почему это случилось. Поясни, пожалуйста, ситуацию.». «В тебе, Игорь, честный, уверенный и действующий  человек живет. Что ты чувствуешь, когда ты взял чужой сотовый телефон?».

3. В случае нанесения побоев сверстнику без причинения вреда здоровью – «Ты добрый, отзывчивый, шустрый и еще вспыльчивый (невыдержанный) мальчишка. Что ты чувствуешь, Николай, когда ты ударил (пнул, плюнул) одноклассника?. В ситуации, когда тебе кажется, что кто-то тебе угрожает, ты можешь поступить по-другому?»;

Для назначения административного наказания устанавливаются следующие обстоятельства:

1) наличие события административного правонарушения;

2) виновность лица в совершении административного правонарушения в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ:

- административное правонарушение совершено умышленно;

- административное правонарушение совершено по неосторожности;

3) наличие обстоятельств:

- смягчающие административную ответственность (статья 4.2. КоАП РФ);

- отягчающие административную ответственность (статья 4.3. КоАП РФ);

4) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

5) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статей 24.5 КоАП РФ;

6) причины и условия совершения административного правонарушения;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (например: вопрос о малозначительности административного правонарушения).

Заключительная стадия рассмотрения дела об административном правонарушении – это принятие решения комиссии по существу.

При установлении факта административного правонарушения, виновного лица, смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения административного правонарушения:

1) вносится на голосование предложение о применении административного наказания в виде:

- предупреждения;

- административного штрафа, выраженного в конкретном денежном выражении;

2) проводится голосование за данное предложение;

3) оглашается постановление комиссии, копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, в отношении которого оно вынесено;

4) разъясняются права виновного лица и законного представителя несовершеннолетнего по обжалованию постановления комиссии;

5) разъясняется порядок уплаты административного штрафа и обязанность предоставления в комиссию подтверждающего документа об уплате, вручается квитанция с указанием платежных реквизитов;

При расставании можно использовать технику «Подача негативной информации» - следует говорить о поведении человека (а не о его личности), о своих чувствах (а не оценочных суждениях), например, «это ужасно», «возмущает…», «становится страшно..»), сфокусироваться на будущих действиях.

Прощание с гражданином:

- «Спасибо, Степан Николаевич, что пришли на комиссию. Надеемся, что будет по-другому и результат будет более положительный. Всего доброго».

- «Спасибо, Степан Николаевич, что пришли на заседание комиссии. Ситуация сложилась ужасная, а Ваш сын, Михаил, взрослый парень, способный себя защитить, независимый в суждениях, отзывчивый на просьбы и еще, он не задумывается о последствиях (в ущерб своей безопасности, не беспокоясь о чувствах других людей), и может причинить вред другому человеку. Мы уверены, когда Вы по-другому выстроите свои отношения с сыном, Миша при схожей ситуации поступит иначе».


Правильная организация и соблюдение всех вышеуказанных стадий рассмотрения дела об административном правонарушении способствует принятию законного и обоснованного решения комиссии.

 
ЛАН 22
С 15 августа по 28 августа, на базе «Лечебно-оздоровительного центра АО «Газпромнефть-ОНПЗ» им. Д.М. Карбышева» была проведена Летняя Академия Наук.

Образовательный проект помог школьникам определиться с выбором профессии. В нем поучаствовало более 50 старшеклассников и преподавателей химии и физики из образовательных учреждений – партнеров предприятия.

Слушатели академии прошли обучение с профориентационными тренингами и деловыми играми по развитию soft skills...
Подробнее>>
 
СЦДКМО
Сибирский центр деловой карьеры, маркетинга в образовании продолжает свою деятельность в 2022 году.
...
Подробнее>>
 
Карьерный навигатор
С 25 ноября 2021 года на базе школ-партнеров АО "Газпромнефть-ОНПЗ" был реализован проект "КАРЬЕРНЫЙ НАВИГАТОР" В проекте приняли участие 9 школ города Омска. Карьерный навигатор представляет собой профессиональное ориентирование старшеклассников, диагностику в сфере профориентации и тренинг по формированию профессионального и карьерного маршрута....
Подробнее>>
 
Я - Человек социальный навигатор и его создатели

Социальный игра-навигатор Я - Человек разработан в Челябинске. Автором игры Является Шадрин Андрей.

Социально ориентированная игра «Я – Человек» создалась, как инструмент познания непростых правил реальной жизни, которые предстоит усвоить каждому ребенку. ...

Подробнее>>
Архив новостей:2006200720082009201020112012

г.Омск, ул. Омская, 22

e-mail: scdk@mail.ru


Т./ факс:
(3812) 66-18-36